Совсем немного об «измах»: капитализм, феодализм, социализм. Краткие основы для понимания ситуации в России

Автор: | 15.06.2019
Совсем немного об "измах": капитализм, феодализм, социализм. Краткие основы для понимания ситуации в России

Совсем немного об «измах»: капитализм, феодализм, социализм. Краткие основы для понимания ситуации в России

Редакции неоднократно приходится слышать о том, что мол, классический марксизм для России неприемлем. В числе наиболее частых аргументов, сторонники этого утверждения приводят мнение, что мол, в России не капитализм, а некий, по их мнению другой, строй. В качестве кандидата на этот “другой строй”, чаще всего называют феодализм, чуть реже — некий “недокапитализм”. Далее обычно следуют некие, с точки зрения оппонентов, “веские” обоснования своего заблуждения и, естественно ложные, поскольку базируются на ложных посылках, выводы. Например такие, как “нужно, мол, ждать созревания капиталистических отношений, а только тогда начинать/развивать/усиливать борьбу за права народа”. В большинстве случаев, такие утверждения исходят от честных и достойных людей, которые однако не углубленно изучили тот-же марксизм и в результате оказались в плену собственных представлений, которые, как это всегда бывает с “очевидным”, не имеют отношения к действительности. Для того, чтоб разобраться в предмете, необходимо пояснить что именно исследовать мы собираемся.

В случае с феодализмом, капитализмом и прочими “измами”, предметом исследований является политический строй. Естественно, научный подход требует для ведения какого-либо изыскания, выделить основные черты исследуемых явлений, произвести классификацию понятий и определить, какие из признаков являются необходимыми, какие необходимыми и достаточными и проч. Исследование различных общественных строев и режимов в разных странах и в разные эпохи организованного существования Человечества, позволило выделить основную характеристику, основной признак при помощи которого необходимо и достаточно можно определить, разделить и анализировать все существующие политические системы и строи. Этим признаком является, как ни удивительно, отношение к собственности. Именно отношение к собственности создает все внутренние и внешние противоречия, определяет и движет силами и устремлениями во всей общественной жизни, во всех странах и во все обозримые времена. Остальные свойства, признаки, мотивы и порывы в обществе определяются именно этим краеугольным камнем: отношением к собственности.

Развитие торговли, экономических и политических отношений является прямым следствием наличия этого свойства у всего Человечества. Экономические отношения бессмысленны, невозможны, бесполезны без собственности. Они являются лишь инструментом для перераспределения собственности внутри общества и между странами. Но возникнув в древнем мире, экономические отношения наиболее часто анализируются исследователями, которые при этом часто упускается тот факт, что экономические отношения вторичны и сами по себе бессмысленны, но представляют лишь инструмент для перераспределения собственности, а не некую самоцель. Маркс в своей работе “Капитал” глубоко исследует различные трансформации. метаморфозы и преобразования во время экономических отношений, В частности, он обращает внимание на тот факт, что товарно-денежные отношения были не всегда основой, стержнем, определяющей системой в отношениях между людьми при различных политических системах.

Так, например, отличительной особенностью феодализма является то, что определяющим фактором тогда была собственность на землю. А торгово-денежные отношения были, либо слабо развиты, либо вторичны. Эта особенность породила противоречие между нарождавшемуся в эпоху позднего феодализма капитализмом и традиционными на тот момент феодальными отношениями, к которым относилось и присвоение по праву хозяина/барина/феодала продуктов труда. Причем, присвоение в виде обязательного оброка, побора, налога, без каких либо денежных или условных эквивалентов. Таким образом, в эпоху феодального строя товарно-денежные отношения, либо отсутствуют в виде крупных. обязательных, общегосударственных форм, либо присутствуют в зарождающемся. зачаточном, не определяющем виде. Это, в свою очередь, создает все нарастающие противоречия с зарождающимся капиталистическими — товарно-денежными отношениями. В России, феодальные отношения основанные в-основном на наследственном праве, или праве сильного, существовали вплоть до отмены крепостного права. В настоящее время, в России таких отношений в массовом масштабе нет и быть не может. Их сменили товарно-денежные и ссудные системы, не свойственные феодализму, но присущие капитализму в различных его формах.

Пришедший на смену феодализму, наивный капитализм, породил, помимо предприятий и производств, расцвет товарно-денежных отношений. А вот тут, необходимо вспомнить, что деньги — это не просто замещение, эквивалент стоимости, но и сами могут и чаще всего используются, как товар. То есть, одновременно с товарно-денежными отношениями, развивается и процветает их особая форма, условно — денежно-денежные. То есть продажа денег или права на их использование за деньги. То есть, зарождается и становится повсеместной глобальная банковская система. Банки, товарищи, это грубо обобщая — комбинаты по торговле деньгами. Во время такой торговли, деньги выступают и в виде товара и в виде эквивалента стоимости. Но при этих операциях, просто платить деньгами за деньги приходится редко. Только при конвертации из одной валюты в другую, или из одной формы представления денег, например, безналичной в наличную. Чаще всего при таких операциях предметом купли-продажи является отсрочка права распоряжения теми или иными средствами. Наиболее простой пример таких операций — кредитование под оговариваемый процент. Понятно, что наличие в системе общественных отношений такого способа торговли в феодальную эпоху, когда основным являлось собственность на землю и право господина на весь продукт, все результаты труда, произведенные на принадлежащей ему территории, сталкивалось с непреодолимыми препятствиями. Другое дело — при капитализме в начальной, наивной его фазе. Тогда промышленники и банкиры прекрасно дополняли деятельность друг друга. Причем, представители финансового и производственного капитала, хоть и конкурировали уже за объем присвоенного капитала, но в виду недостаточной глобализации вполне могли разрешать возникающие в результате конкуренции противоречия, просто переводя сферу своих интересов в другие страны. Естественно, с течением времени финансовые и производственные воротилы, для упрочения своих позиций в условиях всевозрастающего конкуренции, объединялись в крупные корпорации, создавали картельные сговоры, сливались в единые производственно-финансовые синдикаты и прочим образом стремились к укрупнению своего бизнеса. Среди них начали явно выделяться “сверх магнаты” — олигархи, обладающие целыми финансовыми и производственными империями. Наступает следующая стадия капитализма — империализм.

Тут следует сделать ремарку: многие наши читатели оказались не в курсе общепринятой терминологии и сочли термин “империализм” в нашей статье о характере войны на Донбассе, таким, как его трактуют в сериале “Война престолов”. Товарищи, этот термин общепринято использовать в определении типа капиталистических отношений. Он не имеет никакого прямого отношения к “венценосным императорам”, “имперским амбициям”, “империи Ситхов” и прочей забившей мозги низкопробной чепухе. Нами он используется в общепринятом в науке смысле — власти олигархического капитала — империалистов.

Развиваясь, империалистические отношения приводят к глобализационным кризисным процессам, ужесточению конкуренции среди гигантов финансового мира и, как не парадоксально, к “схлопыванию”, лишению смысла самих капиталистических отношений. Этот процесс происходит неизбежно по причине того, что для того, чтоб выдержать конкуренцию среди сверхгигантов, недостаточно быть самим сверхгигантом. Необходимо еще максимизировать прибыль, путем оптимизации всей бизнес-схемы. Узнаете термин — оптимизировать?! Он именно отсюда и взят. Понимая, что максимизация прибыли возможна прежде всего за счет ускорения оборота и имея уже развитые в мировом масштабе системы торговли обещаниями — биржи и банки, буржуи, с одной стороны минимизируют затратную часть, а с другой на много порядков ускоряют оборот своих капиталов, перейдя на постиндустриальную экономическую модель. Тот факт, что деньги, сами оказавшись товаром, обрели собственную стоимость не проецируемую на материальный мир, только ускорило процесс. Произошло, с одной стороны — разрушение в целом ряде стран производственной системы, переход ее в страны Индокитая, а с другой — небывалая скорость оборотов привела к астрономическим суммам условной прибыли. Нынче эти суммы превышают в несколько раз стоимость всех обозримых к выпуску товаров на ближайшее тысячелетие. Такая система уже глобально не стабильна. Она приводит к глобальному. мировому, полному и абсолютному кризису. По сравнению с которым “весёлые 90-е” в России и “Великая Депрессия” в США — рай и процветание. Но это тема отдельных статей.

По поводу же того, что наши читатели, зачастую не видят в нынешней стадии развития капитализма черт ожидаемого ими по какой-то причине “наивного капитализма” — начальной стадии зарождения этого строя, говорит о том, насколько серьезна разница, между ожиданиями порядочных людей, сидящих на кухнях и действительным положением дел, предсказанным соответствующими науками еще за век до свершившегося факта. По поводу следующего за капитализмом строя — коммунизма с переходной фазой именуемой социализмом, редакция в скором времени опубликует также некоторое количество статей.

Понятно, что ни объем статьи, ни временные возможности, ни характер публикации допустимых на текущей площадке не позволяют редакции даже вкратце осветить вопросы, прекрасно описанные в работе Карла Генриха Маркса “Капитал”. С работой Вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Кроме того, после Маркса марксизм развивали Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин. Работы этих ученых и политиков, истинных борцов за народные интересы также доступны в соответствующих рубриках нашего сайта.

Вообще, товарищи, используйте научный подход: все подвергать сомнению. Тогда выяснится, что большинство “очевидных” вещей, на самом деле ложные, или иногда даже специально навязанные врагами псевдознания. Капитализм убивает.

Источник.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *