Диалектический анализ ситуации позволяет правильно предсказать развитие событий. Но любая философия — это только инструмент

Автор: | 12.02.2020
Диалектический анализ ситуации позволяет правильно предсказать развитие событий. Но любая философия - это только инструмент

Диалектический анализ ситуации позволяет правильно предсказать развитие событий. Но любая философия — это только инструмент

В эпоху всеобщего развала, которая началась после контрреволюции 90-х и пришедшей вслед за ней деградации общественных институций, прежде всего — образования, довольно много людей перестали понимать важность и роль такой науки, как философия. Ее влияния на всю дальнейшую судьбу, как общества, так и каждого индивидуума лично. Этому процессу крайне способствует внедряемый ныне в массовое употребление метод т.н. “клипового” мышления — фрагментарного, непоследовательного, без каких-либо вменяемых причинно-следственных связей способа “оценки” ситуации по заведомо недостоверным и недостаточным факторам, которые услужливо подсовывают “потребителю” буржуазные системы искажения информации — буржуазные СМИ.

Этот процесс породил нелепые, тиражируемые рядом “умельцев”: всевозможными блоггерами, “кухонными мыслителями” и прочей публикой, совершенно удивительно непригодные схемы восприятия и мышления, пользующиеся популярностью у довольно большого числа людей не получивших должных навыков критического и категорийного мышления. Результатом этих нелепиц является полное непонимание смысла иерархических моделей, необходимых для научного подхода к анализу любой ситуации, а значит, поскольку такая наука, как философия, находится на одной из верхних иерархических ступеней модели разумного подхода, осознания и критического анализа устройства мира, непонимание и отсюда — принижение самой роли философии, как инструмента реальной, действительной, верной оценки результатов тех или иных процессов.

Людей с таким “клиповым”, непоследовательным, не категорийным мышлением довольно несложно обмануть, ввести в заблуждение, чем охотно пользуются, как сами буржуи, так и всевозможные пройдохи, стремящиеся ради корысти или ложной прославленности к искажению действительности. Этим же незнанием трудящихся пользуются пройдохи из различных буржуазных политиков. Последние, кстати, могут даже прикидываться оппозицией, но при этом, их реальная суть нисколько не становится ближе трудовому народу.

Для противостояния буржуазному хаосу, упорядочиванию и укреплению строгости и стройности мыслительного анализа — инструмента без которого невозможно принять максимально безошибочные решения, давайте рассмотрим вопрос, что такое философия, для каких целей она должна непременно использоваться, а также, коснемся ряда вопросов марксистско-ленинской философии — диалектики, берущей свое начало от диалектики Гегеля.

Философия — это НАУКА о наиболее общих законах и закономерностях окружающей действительности. Т.е. философия — это наука, законы которой выполняются везде и всегда. Нет ни одного способа уйти, спрятаться, обмануть философские законы: это следствие из того, что такие законы имеют наиболее общий, т.е. обязательный для всех и всего, характер.

Интересно, что философий достаточно много. Они различаются между собой, порой, коренным, радикальным образом. Но есть, как минимум один критерий, по которому можно выбрать ту философскую модель, пользуясь которой есть практическая возможность достижения поставленной индивидуумом цели. Саму же цель философия не формирует, а находясь на более низком иерархическом уровне представления знаний и мышления, является лишь инструментом для ее достижения. Но достижения не моментального, а путем ряда последовательных “спусков” по иерархической системе представлений — модели мира.

Если представить взаимосвязи между знаниями, опытом, ощущениями, эмоциями и т.д. в виде обобщенной системы, то во главе, на самой вершине связанной между собой пирамиды, будет находиться МИРОВОЗЗРЕНИЕ индивидуума. Т.е. на самой вершине пирамиды находится у человека то, КАК ОН воспринимает окружающий его мир, а значит, что считает для себя приемлемым, желаемым, как воспринимает отношение к окружающему его миру, как относится к самому себе, какое место в окружающем мире он видит для себя и для всего, что составляет окружающую человека действительность.

Философия же — это научно-теоретическое рационально выраженное в терминах и понятиях мировоззрение. Важной особенностью философии является ее критическое отношение к окружающей действительности и даже, к самим утверждениям и умозаключениям, которые составляют ее — философии, исходные тезисы.

Говоря проще, философия — это способ понять то, что считается человеком важным и нужным и сделать разумные выводы — почему. Философия, как и любая наука, основывается на том, что каждое утверждение, каждое положение, следует вначале проверить на правильность, на соответствие действительному положению вещей. Ни один постулат ни один тезис не следует принимать без доказательств, опираясь на слепую веру или уверенность, поскольку упование на веру или принятие без доказательств любого тезиса — антинаучно, а значит не рационально и априори, согласно законам логики, приводит к ошибочным выводам.

Понятно, что будучи РАЦИОНАЛЬНЫМ выражением мировоззрения, философия позволяет строить наиболее общие РАЦИОНАЛЬНЫЕ модели развития событий. То есть, используя научный философский анализ возможно точное предсказание результатов того или иного события задолго до его завершения и даже — начала. Чем рациональнее подход в избранной, используемой философской модели, тем более рациональны и точны результаты такого предсказания. Это свойство философии позволяет находить действительные цели, которые ставит перед собой человек.

Тут следует пояснить: зачастую люди не осознают, чего они в действительности хотят, к чему на самом деле стремятся. Не дают себе ответа на вопрос ПОЧЕМУ они стремятся к тому или иному. Чаще всего, такие желания не переводятся людьми в плоскость разумной деятельности, в плоскость понимания, ограничиваясь туманными чувствами и ощущениями, что, мол, надо так, а так — не надо. Эта сумеречность осознания целей, способов и путей приводит к нерациональным, не желаемым последствиям и заставляет человека уповать на случай, на чудо, на потусторонние воздействия и т.д. Альтернативой такому “глубинному” подходу является подход осознанный, человеческий, разумный. Для перехода от примитивного “чувствования” цели к разумному пониманию ПУТИ к ней, требуется вначале эту цель определить, облечь в словесно-терминологическую или любую иную, поддающуюся разумному анализу форму. Т.е. от полуживотного “я так чувствую”, перейти в человеческий вид: “я это знаю”.

Сказанное выше вовсе не означает, что словесно-логическая форма мышления является исключительной и обязательной для ряда философских приложений. Но именно она, а не образная или какая-либо иная, позволяет исключительному большинству людей максимально точно переводить свои мировоззренческие конструкции в вид философских определений и далее, оперировать с полученными формализованными структурами используя инструментарий, предоставляемый наукой.

Как мы уже писали выше, философских школ и течений возникло и возникает в течении существования Человечества огромное число. Причем, далеко не все из них являются действительно философскими. Множество не выдерживают критериев отбора на научность. Например, не проходят по такому научному цензу, как повторяемость результата. Другие — содержат нечто, что не может быть представлено в виде рационального, а значит, к практическому использованию, рациональному инструменту — философии, относиться не могут. Философские школы и течения, проходящие через ценз научности, т.е. удовлетворяющие всем критериям Научной Концепции, содержат в себе обязательный элемент: критический анализ всех, включая и собственные базовые, постулатов и изменение их на предмет адекватного соответствия окружающей действительности. Это означает, что такие школы и течения находятся в состоянии непрерывного изменения, во-первых, и обладают свойством, которое в математических дисциплинах именуется, как базис.

Базис — это совокупность, конечный набор входящего в дисциплину множества элементарных данных и конечное число возможных преобразований (правил), которые допустимы в данной дисциплине. Но не всякий набор множества данных и правил является базисным, а лишь такой, используя который можно за конечное число преобразований получить полное, однозначное и непротиворечивое отображение на любой другой базис существующей модели данной дисциплины. Т.е., например: используя в качестве элемента, скажем, геометрического базиса точку, можно при помощи нее, описать другой возможный в другой геометрической модели геометрический базис — окружность. Тогда, для первого базиса, окружность будет — множество точек равноудаленных от заданной, а для второго базиса, точка будет окружностью с нулевым радиусом. Возможность взаимной трансформации — перехода из одного базиса в другой — важнейшая часть непротиворечивого научного подхода к описанию окружающей действительности. Это же свойство является непременным критерием для проверки на научность той или иной философской модели. К-сожалению, бОльшая часть философских школ и течений такую проверку пройти не в состоянии, а значит, философиями на самом деле являться не могут.

Довольно важное место в философских системах занимает марксистско-ленинская философия. Базирующаяся на Гегелевской философской школы и отказавшаяся от нерациональных, а потому и не научных, идеалистических элементов, диалектика маркса-энгельса-ленина являет собой удобный, универсальный и надежный инструмент для построения в его базисе непротиворечивых философских моделей. Этот инструмент, к тому же, проверен практикой и показал высочайшие результаты корреляции предсказанных с его помощью событий и действительных событий, произошедших и происходящих в окружающей реальности.

Основа диалектики, его базисными функциями являются три основных правила, три основных закона:

  • закон перехода количественных изменений в качественные;
  • закон единства и борьбы противоположностей;
  • закон отрицания отрицания.

Сразу хотим подчеркнуть, что НЕДОСТАТОЧНО просто зазубрить только эти три закона для того, чтоб понять смысл диалектической философии. Эти законы можно и нужно применять исключительно согласно правил научного подхода к исследуемым объектам. Без выполнения таких требований — научного подхода, требующего, например, создание и соблюдение контекста (границ) исследования, соблюдение иерархичности и классификации объектов, т.е. не использование части объектов из одного уровня иерархической модели, или из одного вида классов, а части из иного уровня/класса. Например: утверждение, что крокодил более зеленый, чем длинный — это смешание классов “цвет” и “размер”. Такое утверждение — ошибочно и ненаучно. В-общем, набор ограничений на использование инструмента “диалектическая философия” совершенно идентичен ограничениям на использование любого научного инструмента.

Чем же так удобна марксистско-ленинская диалектика (в дальнейшем в статье марксистско-ленинская диалектика будет сокращенно называться просто диалектикой), ведь, как мы отметили выше, ее конструкции, обладая базисностью могут быть за конечное число шагов ОДНОЗНАЧНО трансформированы в любую другую философскую систему, также обладающую базисностью? Прежде всего, удобство диалектики в том, что она дает максимально близкий к реальности умозрительный результат на всем пространстве человеческих знаний. Т.е. она применима во всех областях человеческой деятельности и при этом, соблюдается невероятная точность выводов, зависящая лишь от степени научной детализации исследуемого объекта.

Следующим несомненным удобством диалектики является возможность использования универсальной методологии для построения с ее помощью моделей любой сложности и любой точности. Т.е. исследуя с помощью диалектики, например, процесс эволюции общественных отношений при изменении, например, поведенческих особенностей зрителей в кинозалах, как было рассмотрено, например в нашем докладе “Критика марксистами эволюционной идеи преобразования общества и методы повышения социальной активности” здесь, можно не только сделать вывод об изменениях общественных отношений в некой ограниченной исследованиями группе людей, но и построить непротиворечивые и точные выводы, об индивидуальных процессах изменения сознания у членов этой группы, носящих уже не эволюционный, а революционный — скачкообразный характер. И, конечно, “укрупнить картину” до выводов о причинах рассматриваемого локального события, связанных с изменением общественных договоренностей — этики, морали и проч., вызванных более “крупными” общественными процессами. Т.е. диалектика при помощи научного подхода к ее использованию позволяет рассматривать, анализировать и прогнозировать процессы, изменяя т.с. “масштаб наблюдения”. Причем, естественно, все это “масштабирование” должно основываться на исключительно научном подходе и использовать исключительно научные методы. В противном случае, вместо удобного инструмента можно получить неведомое нечто, не имеющее никакой ни научной, ни рациональной, ни любой другой ценности.

Философия, включая и диалектику — это лишь инструмент в руках РАЗУМНЫХ ЛЮДЕЙ, использующих научную Концепцию для анализа и заблаговременного точного предсказания грядущих событий, а не набор готовых рецептов из “кулинарной книги” для начинающих оболтусов.

В.И. Ленин, виртуозно владея инструментом диалектики, однако обращал внимание на необходимость более глубокого и более подробного изучения Гегелевской философии для овладения этим инструментом.

Естественно, сводя лишь к механическому употреблению правил диалектики применимо к любому исследованию, получить сколько-нибудь внятные и надежные результаты невозможно. Впрочем, это свойство любого инструмента: для того, чтоб получить хорошие результаты, пользоваться этим инструментом необходимо уметь. Это в одинаковой степени применимо, как к молотку, стамеске или зубилу, так и к научным инструментам — математике, физике, философии. В неумелых руках результаты использования любого инструмента, включая и диалектику, будут, в лучшем случае, потешными. Это говорит лишь о том, что любой деятельности следует обучаться, а вовсе не о качестве инструмента. При все своей методологической простоте, диалектике следует действительно обучаться и обучаться серьезно. Ведь иные философские методы правильного предсказания событий, либо менее надежны и точны, либо требуют еще больших усилий только для “вхождения в курс”, не говоря уже о громоздкости и запутанности философских моделей и построений с их использованием.

Источник.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *